Собственно кем я иду на Золотолесский бал
София Шуазель-Гуфье (Zofia Tiesenhausen de Choiseul-Gouffier), (1790-1878 гг.)
Собственно зацепилась я за где-то читаный вот этот исторический анекдот
«Спустя более недели после прибытия в Вильно, Бонапарт стал появляться в свете и приглашать к своему двору польских дам. В своих воспоминания о его пребывании в городе польско-литовская дворянка и вместе с тем фрейлина при дворе Александра I София Фитценгаузен (в замужестве Шуазель-Гуфье) рассказывает, что французский император однажды потребовал «посредством полиции», чтобы дамы явились к нему на прием, причем назначил его раньше полудня. Естественно, рано поднявшиеся дамы (София пишет, что ей пришлось встать в 5 часов утра, чтобы подготовиться к приему) были несколько удивлены таким обращением. Юная фрейлина, очарованная ранее чрезвычайно деликатным обращением Александра, в пику Наполеону надела шифр (специальный отличительный знак фрейлин) российских императриц и так отправилась в замок, где обитал французский император. Государь оценил этот сильный жест и даже с некоторым уважением относился к Софии впоследствии.»
то что удалось найти про неё Свете по моей просьбеСофия Шуазель-Гуфье (Zofia Tiesenhausen de Choiseul-Gouffier), (1790-1878 гг.) – урожденная польская графиня Фитценгаузен, родственница Потоцких и Радзивилов, супруга сына известного французского дипломата и деятеля культуры графа Мари-Габриэля-Флорана-Огюста Шуазель-Гуфье, фрейлина при дворе Александра I.
Тайный советник М.-Г.-Ф.-О. Шуазель-Гуфье (1752-1817) был французским послом в Константинополе, археологом, историком, членом Французской Академии и других научных обществ. После Великой французской революции он эмигрировал в Россию (1792) и стал советником при русском дворе, директором Императорских библиотек и президентом Академии художеств (1787-1800). При первой же возможности граф вернулся на родину.
София Фитценгаузен - польская аристократка. Она может быть поставлена в ряд наиболее видных апологетов императора Александра I -го из среды его современников. В мемуарах Александр I изображается прежде всего как герой светского общества, неординарный человек, а уже потом - властитель судеб страны. Она смотрела на изображаемую эпоху сквозь призму польских интересов, сам Александр питал расположение к польским подданным и пользовался их ответным расположением. Не удивительно, что образ Александра в воспоминаниях графини нарисован с большой любовью и уважением. Русский император показан и как светский человек в кругу придворной аристократии, в блеске бала, и как политик, в руках которого судьбы мира. Описаны члены царской семьи.
В книге рассказывается о Отечественной войне 1812 г., ее основных сражениях, в том числе при Можайске и Бородине, о взятии Москвы и т.д. Именно в начале этого года мемуаристка стала фрейлиной русского императора.
Описан ход войны 1812 г., вернее те сведения, разговоры, слухи, которые ходили об этом при дворе и в среде польской аристократии, а также личные впечатления юной особы, оставшейся в Вильне во время вступления туда Наполеона. Она рассказывает и о панике среди русских чиновников Вильны, начавшейся после перехода Наполеона через Неман, и об отношении поляков к Наполеону, и о самом Наполеоне, с которым неоднократно встречалась и разговаривала.
Любопытны ощущения, которые испытала юная фрейлина Александра I, когда увидела польские соединения в армии Наполеона. Она впервые ощутила себя полькой и испытала гордость. Поляки шли за Наполеоном в надежде на то, что он дарует им свободу, но непобедимый император обманул их. Польский народ с его надеждами еще один главный герой этих мемуаров.
В ее воспоминаниях всплывают интересные стороны той войны: мародерство и бесчинства захватчиков по отношению к местным жителям, и благородство их полководца, выслушивавшего жалобы населения и иногда даже компенсировавшего нанесенный войсками ущерб. Вообще нарисованная картина напоминает не столько войну, сколько театральные декорации, где Александр и Наполеон за пределами спектакля самые большие друзья и все происходящее - только представление. Хотя ужасы войны вполне осознаются мемуаристкой. Выпукло нарисованы черты характеров обоих монархов. Интересна гремучая смесь польского самосознания и «хороших манер» мемуаристки: она просит прощения у граждан Пруссии за то, что всей душой их ненавидит и ничего не может с этим поделать – ведь она полька!
Воспоминания об Александре I и Наполеоне были изданы дважды на французском языке в 1829 и 1862 гг. В России они были изданы дважды в 1879 г. и затем в 1912 г. под иным названием. Новое издание – 2007 г. Издательство – Российская публичная историческая библиотека.
@темы:
танцы,
Жизнь как чудо