Мнение моего личного знакомого по поводу ввода войск
букв многоКто интересуется происходящим на Украине. Давайте проведем небольшую аналогию.
Я родом из города Бендеры. Это Приднестровская Молдавская Республика, автономная часть Молдавской ССР во времена Союза. Вспомним хронологию Приднестровского конфликта.
Не поленитесь, прочтите. Текста много, но он того стоит. Хоть глазами пробегитесь. Подумайте, проведите аналогии...
-----------------------
В 1988—1989 годах на волне перестройки в Молдавии появляются многочисленные националистические организации, выступающие под антисоветскими и антирусскими лозунгами.
16 февраля 1989 года был опубликован законопроект «О функционировании языков на территории Молдавской ССР». Согласно проекту, родители лишались права выбора языка обучения детей, а за использование в официальном общении иного языка, кроме государственного, предусматривалась административная и, в ряде случаев, уголовная ответственность.
30 марта 1989 года был опубликован законопроект «О государственном языке», в котором единственным государственным языком провозглашался молдавский. В Приднестровье оба эти законопроекта были восприняты как дискриминационные, что привело к возникновению стихийного общественного движения, выступавшего за введение в Молдавии двух государственных языков — молдавского и русского.
10 августа стало известно, что на предстоящей 13-й сессии Верховного Совета МССР будет обсуждаться даже не законопроект от 30 марта, а ещё более жёсткий его вариант, в котором предусматривалось ведение всего делопроизводства исключительно на молдавском языке.
В ответ на это 11 августа в Тирасполе был создан Объединённый совет трудовых коллективов (ОСТК), выступивший против этого законопроекта, который, мог привести к дискриминации по национальному признаку при осуществлении права на труд.
16 августа по решению ОСТК была проведена предупредительная забастовка с требованием отложить сессию Верховного Совета. В забастовке участвовало более 30 тысяч человек. Руководство МССР не отреагировало на требования забастовщиков и подтвердило решение о проведении сессии, на которой планировалось обсудить закон о государственном языке. Это послужило толчком к масштабной политической забастовке, начавшейся 21 августа. Она охватила многие предприятия, учреждения и организации Тирасполя, Бендер и Рыбницы.
К 29 августа, когда открылась сессия Верховного Совета, ОСТК был преобразован в республиканский забастовочный комитет, а в забастовке участвовали уже 170 предприятий, включая заводы «Мезон», «Счётмаш», «Альфа», «Электроприбор» и другие. Более 400 трудовых коллективов к забастовке не присоединились, но заявили о своей солидарности с бастующими.
Михаил Горбачёв попытался убедить руководителей предприятий приостановить забастовку, но это предложение было отклонено на митинге в Тирасполе. Забастовка всё-таки была прекращена 21 сентября после пленума ЦК КПСС, когда стало ясно, что существенной помощи от центрального руководства не последует.
3 декабря в Рыбнице был проведён референдум по вопросу о целесообразности создания Приднестровской Автономной Социалистической Республики. 91,1 % принявших участие в референдуме высказались за создание автономии. 29 января 1990 года аналогичный референдум состоялся в Тирасполе.
Противостояние между Молдавией и Приднестровьем нарастает после избрания 25 февраля 1990 года нового состава Верховного Совета МССР, в котором приднестровские представители, оказавшись в меньшинстве, не имеют возможности оказывать какого-либо влияния на законодательную деятельность и вскоре после неоднократных угроз, психологического давления и избиений покидают сессию парламента. Один из членов Верховного Совета МССР, молдаванин И. Руссу писал, что «с мая 1990 года кулачный беспредел, угроза физической расправы стали главными аргументами парламентских демократов».
20 мая сторонники Народного фронта Молдовы разогнали митинг женщин-матерей и избили более 20 депутатов, главным образом от Приднестровья.
17 мая в газете «Литература ши артэ» было опубликовано объявление о предстоящем митинге Народного фронта под Бендерами. Одна из фраз объявления звучала так: «Продемонстрируем всем, что Тигина была, есть и остаётся румынским городом». В рабочих коллективах предприятий города Бендеры, предполагая провокационный характер акции, началось создание отрядов самообороны.
Местные органы управления в Приднестровье провели референдумы по вопросам функционирования языков, в результате которых на территории Приднестровья официальными языками провозглашались молдавский, русский и украинский.
Редактор молдавской газеты «Литература ши арта» Николай Дабижа в конце 1990 года опубликовал брошюру «Заднестровская Молдова — исконная наша земля», в которой активно выступал против сепаратизма.
В связи с обострением конфликта между центральным руководством и местными властями Приднестровья, сюда из Кишинёва и других районов Молдавии были направлены милицейские подразделения для контроля над ситуацией и подавления возможных беспорядков. Это, однако, лишь усилило противостояние, вызвало возмущение местного населения, привело к созданию отрядов самообороны и народных дружин, а позднее — и к первым кровопролитиям.
Вечером 2 ноября 1990 года в Бендеры стали поступать сведения, что в каушанском направлении замечены автобусы и машины. Выяснилось, что с юга к городу направляются 120 транспортных единиц. Около полуночи стало известно, что к городу со стороны Кишинёва направляется ещё одна автоколонна. По бендерскому радио было передано сообщение «Просим всех мужчин выйти на площадь и помочь защитить город от национал-экстремистов!». Многие откликнулись, и дополнительные силы были переброшены ко въездам в город. Молдавская автоколонна со стороны Каушан повернула в Урсою и расположилась в Гербовецком лесу. В ту ночь столкновения не произошло, однако постепенный отход молдавских отрядов начался лишь во второй половине 3 ноября. Как в приднестровском, так и в молдавском обществе нарастало возмущение.
С декабря 1989 года по ноябрь 1990 года в городах и районах Приднестровья прошли местные референдумы по вопросу образования Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики. Из 472 тыс. внесённых в списки избирателей проголосовали 370 тыс., или 79 %. Из них «за» образование Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики высказалось более 355 тыс., то есть 95,8 % голосовавших, или 75,3 % от числа избирателей, внесённых в списки. Против проголосовало только 1,9 %.
Проведение референдума в Приднестровье усилило недовольство кишинёвских властей. 22 августа 1991 года отряды кишинёвского спецназа арестовали часть депутатов Верховного и местных советов Приднестровья.
2 сентября IV съезд депутатов Приднестровья всех уровней утвердил конституцию, флаг и герб ПМССР. В сентябре Верховный Совет Приднестровья принял решение о создании Республиканской гвардии. Началось переподчинение отделов внутренних дел Приднестровья.
25 сентября молдавская полиция вошла в Дубоссары, где применила оружие против мирных жителей, избиениям подверглись более 100 человек. В ответ на это один из лидеров Приднестровья Григорий Степанович Маракуца возглавил милицию и приступил к созданию военизированных формирований. Под давлением общественности 1 октября из Дубоссар был выведен молдавский ОПОН и освобождены Смирнов и другие приднестровские депутаты.
5 ноября решением Верховного Совета название ПМССР было сменено на новое — Приднестровская Молдавская Республика. 1 декабря состоялся первый референдум о независимости ПМР. В голосовании приняло участие 78 % избирателей, «за» проголосовали 97,7 % участников референдума.
В течение зимы 1991—1992 гг. отношения между Кишинёвом и Тирасполем обострялись. Произошёл ряд мелких столкновений, одно из которых в первые дни весны 1992 года и послужило поводом для начала крупномасштабных боевых действий.
1 апреля в Бендеры вошло подразделение молдавской полиции в сопровождении двух бронетранспортёров БТР-70. Полиция предприняла попытку разоружить приднестровских гвардейцев. Под перекрёстный огонь попал автобус с работницами хлопкопрядильной фабрики. Были погибшие и раненые с обеих сторон. Одна женщина погибла и несколько гражданских лиц были ранены. 30 апреля у села Карагаш в окрестностях Тирасполя молдавскими террористами из группы Илашку был убит депутат и приднестровский политик Николай Остапенко. В Приднестровье началась мобилизация. 14 тысячам рабочих было выдано оружие. По приказу приднестровского командования были взорваны мосты через Днестр у Криулян и села Бычок. Была организована оборона плотины Дубоссарской электростанции и рыбницкого моста.
Несмотря на усиленную пропаганду части молдавских СМИ, военные действия в Приднестровье не вызывали одобрения у большинства молдаван. Социальные мотивы вражды Молдавии и Приднестровья по сути дела отсутствовали. Молдавская полиция и армия зачастую вели боевые действия неохотно. Хотя с марта по апрель 1992 года в молдавскую армию было призвано около 18 тысяч резервистов, многие призывники уклонялись от мобилизации. Под давлением общественности в молдавском парламенте начали брать верх умеренные силы, и 18 июня 1992 года парламент принял постановление о мирном урегулировании конфликта и создании смешанной комиссии.
Однако надеждам умеренных сил в молдавском руководстве не суждено было сбыться, когда 19 июня 1992 года в Бендеры были направлены регулярные части молдавской армии и бронеколонны МВД. Начались кровопролитные бои в Бендерах.
В ходе событий лета 1992 года в Бендерах погибло не менее 489 человек, из которых 132 — мирные жители, 5 — дети. Ранены 1242 человека, из которых 698 — мирные жители, 18 — дети. Пропали без вести — 87 человек. Впоследствии 40 человек умерли от ранений. Уничтожено и повреждено 1280 жилых домов, из которых 60 полностью разрушены. Разрушено 19 объектов народного образования (из них 3 школы), 15 объектов здравоохранения. Повреждены 46 предприятий промышленности, транспорта, строительства.
Эксперты считают, что настоящие потери были бо?льшими.
Военный перевес молдаван был столь очевиден, что исход войны казался предрешённым. Только вмешательство войск России в роли миротворцев остановило эту войну. Генерал Лебедь, командированный в качестве командующего 14-ой армией, имея при себе для солидности батальон спецназа ВДВ, отбросил наступавшие войска молдавской армии и расположился между воюющими сторонами. Когда же политики и дипломаты попытались что-то вякнуть, на весь мир по-военному чётко прозвучало: если кто-то тронет российского солдата, мои эскадрильи сметут Кишинёв, по руинам которого промаршируют десантники. Так захлебнулась одна из самых кровопролитных войн постсоветского пространства.
Российские миротворцы по сей день несут миротворческую службу в Приднестровье. И уже одним стоим присутствием обеспечивают мир в регионе.
-----------------------
Ничего не напоминает? Есть поговорка "Если хочешь узнать будущее, загляни в прошлое". То, что происходит на Украине я уже видел своими глазами. Во время войны 1992 года в Приднестровье мне было 9 лет. Я родился и жил в городе, на улицах которого велась эта война. Город Бендеры (можно легко убедиться в этом в графе "родной город" на моей странице). На моих глазах умирали люди, город был завален трупами, жилые здания горели от попаданий ракет, на улицах велись танковые бои. Погибли многие знакомые, соседи, родственники. Погибли с оружием в руках, защищая свои идеалы, свои взгляды. Своё желание жить отдельно от националистической Молдавии.
И я не хочу чтобы в Крыму так же погибали люди за своё нежелание жить в националистической Украине.
Россия остановила войну в ПМР, которая развивалась точь-в-точь как на Украине, такие же проблемы с националистами, с государственным языком, с резким обострением конфликта после государственного переворота (в 1991 году это был августовский путч, тоже проведенный радикалами в столице страны - Москве). Расклад до боли знаком. И к чему он ведёт я тоже забыть не смогу никогда. Я предпочитаю, чтобы гражданскую войну предупредили, не допускали. Если нужно ввести миротворцев - нужно их ввести.
Можете договориться между собой - договаривайтесь. Но без вооружённых действий. Никто не будет, да и физически не сможет воспрепятствовать воссоединению и счастливой совместной жизни западной и восточной Украины.
Но обе стороны пока только и делают что нагнетают обстановку. И ничего хорошего из этого не выйдет.
И не стоит так бояться ввода российских войск в Крым. Они ведь там уже давно есть, и прекрасно себя зарекомендовали. Черноморский флот - войска России - базируется в Севастополе, ведёт себя корректно, ничего не захватывает, ни на кого не нападает. Добавятся сухопутные части. Приедут и так же будут дислоцироваться, как и флот. В случае нападения - обороняться. Потому что их попросили обеспечить мир в регионе. Попросили власти автономии Крым. При согласии действующего до сих пор (отстранение нелигитимно) президента Украины. Трагедия непонятна, высосана из пальца. Вовсю нагнетаются антироссийские настроения и осуждения мирового общества. Видимо кто-то очень хочет чтобы гражданская война всё-таки началась.
Страничка Макса во вконтакте vk.com/id1617082